Поиск по сайту:

МЕНЮ
Главные новости Наши сотрудники Фотоальбом Планы мероприятий
СТРУКТУРА ЦЕНТРА
КМЖ "Улыбка" КМЖ "Радуга" КМЖ "Ветерок" КМЖ "Бригантина" Молодёжный центр
РАЗНОЕ
Волонтеры Победы КОНКУРСЫ ДОКУМЕНТЫ Методические материалы КНИГА ОТЗЫВОВ Полезные разности Волонтерство Консультация психолога Помощь программиста








  Новости клубов / Полезные разности / Социальное проектирование  

Добавлено: 12.10.2014; Просмотры: 1597

Социальный проект – тип социального проектирования, заключающийся в разработке, создании и реализации социально-значимого, ранее не существовавшего (как минимум в ближайшем социальном окружении) значимого для общества проекта.

Разработка социального проекта (далее - проект) довольно сложное дело, но, тем не менее, разработка любого проекта состоит из нескольких этапов, которые мы с вами и рассмотрим.
 

1 Этап. РАЗРАБОТКА ИДЕИ ПРОЕКТА.


Первое, с чего следует начать, с определения проблемы, которую вы хотите решать при реализации вашего проекта.
После того, как проблема определена, она нуждается в глубоком изучении следующим образом:
   А) провести анализ материалов СМИ по данной проблеме;
   Б) изучение общественного мнения путем проведения социологического опроса населения по данной проблеме;
  В) выяснить информацию о том, кто еще занимается данной проблемой, какие проекты реализуются или реализовывались в этом направлении. Быть может, есть смысл объединиться с этими людьми для реализации совместных проектов.

Второе. После того, как проблема всесторонне рассмотрена, необходимо определиться с целевой группой и благополучателями.
   Целевая группа – это та категория, на которую направлена данная программа, например, проект «Профилактика подросткового алкоголизма» направлена на подростков, которые могут стать потенциальными жертвами алкоголя, это в первую очередь, подростки из неблагополучных, малоимущих или неполных семей.
   Благополучатель – категория общества или группа людей, которые получают выгоду от реализации данного проекта, например, при реализации проекта «Профилактика подросткового алкоголизма», благополучателем являются практически все слои населения, т.к. снижение уровня подросткового алкоголизма способствует снижению уровня подростковой преступности.

Третье. Определить цели и задачи проекта.
   Цель – что должно быть сделано, задачи – каким образом это должно быть сделано.
   Результат – то, чего мы достигли в ходе реализации проекта. В идеале результат должен совпадать с основной целью проекта, но такое получается не всегда. Результаты реализации данного проекта должны быть четкие и измеряемые. Кроме этого, необходимо определиться со сроками реализации данного проекта.
После того как определены цели, необходимо определиться с индикаторами (показателями), которые можно проверить, а так же выяснить, с помощью каких источников информации можно будет проверить эти индикаторы, например, при реализации  проекта «Профилактика подросткового алкоголизма», можно отследить статистику подростков, состоящих на учете у нарколога.

Четвертое: Составление детального плана работы с указанием графика реализации всех его пунктов. Для разработки оптимального плана желательно использовать всесторонние формы и методы работы в рамках реализации проекта. Разработка и подготовка мероприятий, в рамках проекта, проводится так же с помощью различных методик, в частности с помощью моделирования или мозгового штурма.

Пятое: Создание команды, т.е. поиск тех людей, которые будут заниматься реализацией данного проекта. Все члены команды должны быть осведомлены о проблематике, средствах и возможностях решения проблемы, кроме этого владеть технологиями, механизмами, формами и методами работы, необходимой для реализации проекта. В некоторых случаях можно провести дополнительное обучение членов команды.

Шестое: После того, как общая структура проекта создана, разработан подробный план реализации проекта, необходимо провести так называемый SWOT-анализ, т.е. проанализировать риски, а так же сильные и слабые стороны проекта.
   Сильные стороны проекта – это то, что в вашем проекте самое надежное, в частности, имеющиеся у вас ресурсы, ваш опыт работы, коммуникационные связи;
   Слабые стороны – то, что может вас подвести в ходе реализации проекта, например, материально-техническая база, недостаток опыта и т.д.;
   Риски – риски, угрожающие проекту из-за каких-либо сторонних факторов, например, погодные условия, низкая явка участников на акцию и т.д.
При риске всегда необходимо продумать запасные варианты действий и свести их в таблицу 1.

 

Риск

Вероятность риска (сильная, средняя, слабая)

Степень воздействия на нарушение реализации проекта

Запасной вариант

Погода

Средняя

сильная

Организовать запасное место проведения

Седьмое: Определение необходимых ресурсов, источников их финансирования и составление сметы проекта.  Данный пункт наиболее важен, так как при отсутствии ресурсов практически сводится на нет и сам проект.
   Фандрайзинг – поиск ресурсов для какой-либо общественной деятельности, к которой относится и реализация социально-значимых проектов.
Типы ресурсов, а так же возможные источники их получения представлены в таблице 2.

Тип ресурсов

Источник получения

Финансовые:

Наличные деньги, деньги на счетах

Членские взносы, частные пожертвования граждан, спонсорская помощь, грантовые средства, средства из местного бюджета.

Материально-технические:

Оборудование, канцтовары, расходные материалы, информационные носители

Спонсорская помощь, предоставление на безвозмездной основе заинтересованных организаций, грантовые средства.

Человеческий:

Рабочие руки, креативная группа, единомышленники

Группы по интересам, поиск в социальных сетях Интернета, личные связи,

 

Наиболее распространенные инструменты фандрайзинга:
  1. Письма к спонсорам и благотворителям;
  2. Заявки на гранты;
  3. Ящики, копилки, кружки  для пожертвований;
  4. Разовые акции прямого сбора пожертвований;
  5. Статьи в газете;
  6. Собственная финансово-хозяйственная деятельность, платные услуги.
  7. Членские взносы.

При обращении к другим людям за спонсорской помощью вы должны четко сказать: сколько вам нужно денег и зачем. Желательно так же предоставить ваш проект или хотя бы, четко сформулировать его цели и задачи. Также необходимо проинформировать о том, что полученные вами деньги действительно пошли на благое дело и то, что данный проект реализовывается. Сделать это можно, например, публикацией информации о данном проекте в СМИ.

На этом первый, теоретический, или как его еще называют – Подготовительный этап – завершен.

 

2 Этап. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.


На данном этапе идет непосредственная реализация разработанного на первом этапе проекта. Его реализация так осуществляется в несколько этапов:

Первое: Получение ресурсов, необходимых для реализации проекта;

Второе: Проведение плановых мероприятий, а так же контроль над выполнением плана и в случае необходимости его корректировка.

По окончании всех мероприятий, заложенных в план мероприятий по реализации проекта, заканчивается второй этап.

 

3 Этап. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.


На этом этапе происходит анализ реализации проекта, вносятся необходимые коррективы и изменения, а также осуществляется информирование населения о проведенных в ходе реализации проекта мероприятиях через СМИ.

Первое: Анализ результатов работы по проекту;

Второе: Информирование общественности о результатах реализации проекта

 

КРАТКИЙ ПЛАН РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА


1 Этап. Разработка идеи проекта.
1. Определение и всесторонний анализ социальный проблемы
2. Определение целевой группы
3. Постановка цели и задач, поиск индикаторов и способов их проверки (оценка эффективности)
4. Составление детального плана работы с указанием графика реализации
5. Создание команды
6. SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон проекта и рисков)
7. Определение необходимых ресурсов, источников их финансирования и составление сметы проекта.

2 Этап. Практическая реализация проекта.
8. Получение ресурсов, необходимых для реализации проекта;
9. Проведение плановых мероприятий, а так же контроль над выполнением плана и в случае необходимости его корректировка.

3 Этап. Итоги реализации проекта.
10. Анализ результатов работы по проекту;
11. Информирование общественности о результатах реализации проекта

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ


1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и измеряемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея  проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Критерии оценки социального проекта

Актуальность. (Имеется старый стадион, заросший травой, но на который, тем не менее ходят заниматься местные ребята. На этот стадион повадилась ходить корова, щипать траву. Суть проекта: установить забор от коровы - не актуальный проект);
Эффективность (Два студента решили открыть агентство по трудоустройству выпускников и просят на проект 50 тыс.руб. На эти деньги они арендуют помещение и оборудование, печатают объявление и платят себе зарплату. Итог – трудоустроено 2 человека - не эффективный проект)
Креативность (Выставка картин русских художников в виде рисунков на асфальте);
Профессиональность (наличие у организаторов проекта опыта работы в данной сфере);
Адресность (проект должен быть направлен на конкретную группу людей);
Тиражируемость (возможность использование данного проекта в других городах, регионах, странах);
Масштабность (охват населения принимающего участие в данном проекте);
Публичность (освещение реализации проекта в средствах массовой информации и Интернете, широкая рекламная кампания).

 

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ЦЕЛИ


При создании проекта нужно ставить так называемую ДИКУЮ цель (Достижимая, Интересная, Конкретная, Адекватная, Ясная).

При написании цели необходимо использовать следующие слова: создать, провести, посредством, за счет, а также указывать конкретные цифры, сроки, механизмы контроля или числовые данные. Например: Обеспечить 25 будущих первоклассников из детского дома №1 канцелярским набором к 1 сентября 2014 года на общую сумму 25 тыс.руб. посредством проведения фестиваля «Живая статуя» с 1 по 25 июня 2014 года.

 

ТРЕБОВАНИЕ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА


  1. Проект должен быть отпечатан и аккуратно оформлен.
  2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность  учреждению/организации, год и место составления.
  3. Информационная карта проекта.

Название проекта

«Город наш из века в век»

Наименование организации-заявителя

Муниципальное учреждение «Молодежный информационный центр»

Контактные данные заявителя Адрес, телефон, e-mail

Авторы проекта (ФИО, должность)

Тюрев Михаил Владимирович, руководитель туристко-краеведческого клуба «Альтаир», методист муниципального учреждения "Молодежный информационный центр".

Руководители проекта (ФИО, должность)

Кузнецова Екатерина Валерьевна, директор Муниципального учреждения «Молодежный информационный центр»

География проекта, количество участников

Здесь указывается целевая группа, а так же количество людей, которое планируется охватить, например, молодежи и подростки от 14 до 16 лет, в количестве 40 человек.

Обоснование актуальности проекта

Текст, раскрывающий суть имеющейся проблемы и доказывающий  необходимость реализации нашего проекта

Цели и задачи проекта

Указание цели проекта и задач, посредством которых мы будем добиваться поставленной цели

Краткая аннотация содержания проекта

Краткое описание этапов реализации проекта

Сроки выполнения проекта (продолжительность, начало и окончание)

Конкретные сроки реализации нашего проекта (так же указываются сроки основных этапов)

Полная стоимость проекта

56 450 руб. (Пятьдесят шесть тысяч четыреста двадцать рублей)

  1. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце должен прилагаться библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.
  2. Желательно, чтобы каждая этап была отпечатан с новой страницы, этапы разделены на смысловые абзацы.
  3. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.
  4. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.
  5. Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных  опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта. 

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ


- Цель не соответствует результату;
- Нет характеристик, позволяющих измерить проект (Акция по сдаче крови: объем крови, количество людей пришедших на акцию, количество людей, которым помогла кровь, качество крови, количество новых участников, по сравнению с предыдущими акциями);
- Орфографические ошибки в тексте;
- Команда состоит только из одного человека.

 


Пожалуйста, оцените данную статью:























Новое на сайте



Новое на сайте

Проект "Александр Невский - Слава, Дух и Имя России 2017-2018"

Конкурс "Послание потомкам"

Всероссийский конкурс "Хочу делать добро"

Всероссийский фестиваль патриотических проектов «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ»

Всероссийский молодежный конкурс #ЯВыбираю





Новое на сайте

Проект "Александр Невский - Слава, Дух и Имя России 2017-2018"

Конкурс "Послание потомкам"

Всероссийский конкурс "Хочу делать добро"

Всероссийский фестиваль патриотических проектов «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ»

Всероссийский молодежный конкурс #ЯВыбираю






Муниципальное учреждение
"Молодежный информационный центр"
155900 Ивановская область, г. Шуя
пл. Комсомольская, д. 3
тел./факс: 8(49351) 3-12-88
e-mail: mic_shuya@mail.ru
Copyright МУ "МИЦ" © 2024 Бесплатный хостинг uCoz

Полезные ссылки:
Администрация г.о. Шуя
Музей "Город наш из века в век" при МУ МИЦ
Виртуальны музей Детского сада №4


Логин:
Пароль:


Обратная связь
Индекс цитирования.